Германия (лето 1998)

From Странствуя по свету...
Jump to navigation Jump to search

Окно в Европу

Невольно заработав себе репутацию методичного описателя и возбудив тем самым хотя и беспочвенные ожидания родных и близких, дабы не обмануть последние последних и таким образом не усугубить неверие рода человеческого, пишу я эти строки.

КВН

В Германии мы были две недели. Первую - в одном городе, где у нас была работа, то есть халтура - мы занимались КВН'ом. Сразу отвечаю на стандартные вопросы: в КВН играют только по-русски и только бывшие советские граждане. Команду КВН этого города (возраст членов от 15 до 24 лет) возглавляет некоторый бывший советский человек, в прошлом эстрадный актер, администратор и председатель еврейской общины, при нем - музыкальный руководитель и еще помощники. Основной состав команды, как и вообще немецкой эмиграции - Украина. Как правило, даже не местечковые евреи, а натуральные русские и украинцы - или находится подходящая бабушка, или документы просто покупают. Говорят, что на Украине действительно жить хреново.

Три конкурса КВН'а - домашнее задание, приветствие и музыкальный - мы написали еще в Москве. За что нам обещали заплатить денег, а также оплатить дорогу в Германию. Поскольку нас это очень забавляло, мы рассказывали об этом своим знакомым. В Германии оказалось, что это - большая тайна, поскольку противники не должны знать, кто авторы команды. А противники - это все, потому что в каждом городе или области организуется теперь команда. Эмигранты говорят, что "русская" молодежь кучкуется вокруг двух игр - КВН и "Что, где, когда". Так вот, круг эмигрантов узок, от народа (немецкого) они далеки, поэтому слухи и сплетни распространяются быстро. Что и прошу учесть всех, читающих этот текст.

Таким образом мы были глубоко законспирированы даже при встрече с командой, что позволяло нам радоваться собственным шуткам. Да, надо еще заметить, что образцом для германских КВН'щиков является, естественно, Масляковский КВН, а пределом мечтаний - в него попасть.При том, что команд довольно таки много, прошло всего несколько игр, нет никакого реального объединения, поэтому об игре просто договариваются две команды, а жюри формируется по принципу по три человека от каждой стороны. И интриги, интриги...

Команда вполне симпатичная, но темная... В период написания КВН'а, когда мы мужественно слушали современную эстраду, потому что от нас требовали песен именно на подобную музыку, я наконец поняла для себя, почему КВН появился именно в России, почему он здесь еще жив и почему он постепенно превращается в то, что хочет Масляков - в попсовое шоу.

Кроме существования в прошлом цензуры и, следовательно, необходимости эзопова языка, на чем я не буду останавливаться, поскольку это многократно обсуждено, для хороших шуток необходима устойчивая и широкая база ассоциаций, общих и для игроков, и для жюри, и для зрителей. В советское время выпускалось не так много фильмов, но хорошие из них знали все - например, "Белое солнце пустыни" или "Обыкновенное чудо". Голливуда показывали немного и старое, но зато хорошее - "Римские каникулы". И при всех недостатках советской системы образования даже пьяный слесарь на заводе знал, что Анна Каренина погибла под поездом. Сейчас все это заменяется попсой. Даже если не обсуждать художественный уровень попсы, ее проблема в том, что она быстро появляется и быстро и бесследно исчезает. Кто помнит вчерашнюю рекламу пылесоса? Кроме этого, попса своя у разных возрастных категорий. Вот и занимаетя КВН пародированием Маши Распутиной и Ивана Демидова, напоминая мне Иванова, которые писал пародии на стихи, которые сами по себе уже являлись готовыми пародиями на поэзию и в мета-пародиях не нуждались.

Ну да ладно, это уже философия. Но уровень команды - ужасный. Они просто не в курсе. Не знают, кто такие Моисей и Соломон (в школах вспоминают только Новый Завет), фараон ассоциируется только с пирамидами, а древнейшая профессия - просто ни с чем. Поэтому роль руководителя - героическая. Вообще шутки должны быть не более чем двухходовые, да и то их приходится объяснять команде, а для того, чтобы воспринял зал, подчеркивать многозначительной паузой - "делать люфт, иначе пропадет реприза". Музыкальный руководитель бесконечно горд тем, что в состоянии собрать фонограмму на компьюторе. При этом вся музыка однообразно-синтетическая и монотонна настолько, насколько это только возможно. Зато громко. А изготовление фонограммы столь сложно, что за две недели до КВН'а оказалось абсолютно невозможным добавить в начало еще один куплет песни. Домашнее задание, как выяснилось, мы написали "слишком сложное", поэтому они на месте его переделали и добавили реприз - например, про пошлину за провоз сала по Европе. Увидев текст, мы схватились за голову и сутки его переписывали, стремясь оставить их оригинал, но восстановить связность и логичность и убрать пошлость. После этого выяснилось, что уже есть фонграмма, которой должны соответствовать не только песни, но и приходы/уходы, так что мы переправили текст еще раз. Кстати, выяснилось, что они собирались пародировать Пельше и Эрнста, зная про них только то, что это большие люди - члены жюри КВН'а. Честное слово, мы сделали все, что могли, хотя боюсь, что так и не смогли убедить их в том, что "Филипп Пугачев и Алла Киркорова" - это не реприза, а бред. Но есть предел и нашим возможностям!

Примечание 1.

Игра была уже после нашего возвращения в Москву и КВН наша команда выиграла.

Примечание 2.

Для прослушивания современной эстрады на предмет КВНного применения и впрямь нужно немалое мужество. Главное - не делать это сразу после еды. Кроме этого, требуется немалое умственное напряжение - надо разобрать слова и, что самое сложное, догадаться, где имелась в виду рифма. Всем, кто склонен легкомысленно и непочтительно отнестись к нашему титаническому труду, готова выслать кассету "Союз 21".

Кельн

В процессе недельного сидения в Кельне мы прогулялись по нему и даже залезли на башню собора. Очаровательный подъем - как положено, поднимаешься вверх по бесконечной каменной винтовой лестнице, по ней же одновременно люди спускаются навстречу. Наконец наверху виден свет, приходит второе дыхание, ты подымаешься, выходишь в квадратный зал... и видишь посередине широкую железную лестницу, пролеты которой уходят в потолок. Приятель, который поднялся раньше меня (папа не полез) сказал: "Я специально стоял у входа, чтобы увидеть твое выражение лица". В Кельне есть собор и ратуша, а больше ничего особенного. Его сильно разбомбили во время войны. Стандартная магазинная улица, кафе, раскопки еврейского квартала под стеклянной пирамидой на ратушной площади. Мне потом рассказал мой родственник,(живущий недалеко от Дюссельдорфа, ставший в Германии верующим "евреем за Христа", и даже миссионером), что в районе сегодняшней западной границы ФРГ во времена Римской Империи был пояс крепостей, которыми римляне сдерживали дикие племена германцев. И в этих крепостях Рим разрешал селиться евреям. Поэтому где-то до средних веков там были большие еврейские поселения.

Бонн

Съездили в Бонн (20 минут от Кельна), зашли в музей истории. Это история Германии с 1945 года по сей день. Никаких особенных экспонатов, никаких маршальских фуражек, разве что Роллс-ройс Аденауэра. Лет через сто большую часть экспозиции можно будет назвать этнографической. Очень здорово организовано пространство, помещение набито компьюторами. Вход бесплатный, так что, если бы я жила в Кельне и мне надо было бы изучать немецкий, я ездила бы в этот музей. Купила забавную книжечку "Pocket Guide to Germany", репринт издания 1946 года, краткое руководство для американских солдат. Основная мысль вынесена на обложке: "Будьте верны памяти американских солдат, павших за уничтожение немецких поджигателей войны. НЕ ПАНИБРАТСТВУЙТЕ! (Или: НЕ БРАТАЙТЕСЬ!)" Руководство издано Министерством обороны и еще раз вызвало у меня уважение к американской идеологии. А также к тем солдатам, для которых это писалось и которых надо было особо предупреждать: " Помните, вы находитесь во враждебной стране, люди вокруг - НЕ ваши друзья и НЕ ваши союзники".

Бонн - очень милый городок. Бундестаг, как и Белый Дом в Вашингтоне - самое невзрачное здание, а тенистые улочки и виллы очень хороши.

Шесть марок

Чтобы попасть в центр Кельна от места, где мы жили, мы шли пешком до станции чего-то среднего между электричкой и метро и доезжали до Koln Hauptbahnhof, то есть до Главного Вокзала. Главный Вокзал есть абсолютно в любой точке Германии, куда дошел Deutsch Bahn (DB), то есть немецкая железная дорога. Так вот, в первый день мы пришли на станцию и увидели, что автомат по продаже билетов не работает. Мы сели в поезд и купили билет у кондуктора. На следующий день видим - починили.

А мы собирались в Бонн, так что хотели взять хитрый билет - Tages Ticket, то есть проезд на весь день на пять человек. Стоило это 26 марок. Мы дали автомату бумажку в 20, он съел и показал, что осталось еще шесть. Мы кинули монеты в 1 и 5 марок и он завис. Мы нажали "Сброс", он вернул бумажку в 20 марок - и все. Что делать, непонятно. Приятель говорит: "Были бы мы в России, я бы его рукой двинул, а так вроде неудобно, немцы смотрят". А рядом стоит пожилая седая дама с прямой спиной, по возрсту - как раз гитлер югенд. И говорит нам по-немецки: "У вас автомат съел деньги". Я ей отвечаю, как могу, по-немецки: "Ну съел, да, а что мы можем сделать?" Она говорит, что надо сказать кондуктору, это же безобразие, а она будет свидетелем. Тут приходит поезд, она подзывает кондуктора из другого вагона, тот прибегает, мы входим в вагон, она ему рассказывает историю, он извиняется и говорит, что ничего сделать не может, это надо на Главном вокзале разбираться. Мы говорим: "Ну ладно, бог с этими шестью марками" и покупаем у него требуемый билет за 26. Подъезжаем к вокзалу, появляется кондуктор, говорит "Пойдемте" и вся процессия - нас трое, старушка и кондуктор - идет в голову поезда, где кондуктор излагает историю какому-то очередному железнодорожнику, после чего извиняется и исчезает обратно в поезде. Железнодорожник объясняет даме, что надо подойти туда-то и туда-то. Нам уже становится неудобно, да и время идет, а, с другой стороны, интересно посмотреть, чем дело кончится. Я пытаюсь сказать немке, что, если у нее есть дела, то не надо этим заниматься, но она устремляется вперед, а мы за ней.

Приходим в Reiseburo - это такая капитальная железнодорожная справочная, которая есть на всех вокзалах, где тебе продадут билет из любого места в любое, а также дадут распечатки всех нужных пересадок по всей Германии. Там ловим начальника, который не говорит по-английски, поэтоу опять объясняется старушка, он нас посылает к какому-то клерку, мы стоим в очереди. В соседней очереди попадается немка помоложе, которая знает английский. Мы пользуемся ее услугами чтобы развести весь тот политесс, в котором меня ограничивает незнание немецкого. На что старушка невозмутимо отвечает: "Но это естественно. Если бы я была в вашей стране, вы бы мне тоже помогли". Забегая вперед, скажу, что всю дорогу в Бонн мы обсуждали, чтобы мы делали, увидев в Москве иностранца, у которого автомат съел монету. Сошлись на том, что просто возместили бы ему ущерб и посоветовали бы больше автоматами не пользоваться. Так вот, наконец подходит наша очередь.

Дама начинает изложение, клерк подымается посреди фразы и уходит. Старушка остается в недоумении. Клерк подходит к шкафу в глубине и начинает что-то искать. Не находит, зовет другого, они роются вместе, наконец он приходит с бланком и говорит: "Заполняйте". Я пишу свое имя, и попутно выясняю, что клерк немного говорит по-английски, а он выясняет, что проще ему написать самому, чем ждать, пока я это сделаю по-немецки. Он заполняет анкету и переспрашивает: - Так вы положили в автомат 26 марок? - Да. - 20 бумажкой и шесть монетами? - Да. - И бумажку получили обратно, а монеты нет? - Да, так. - Хорошо, это я понял, а теперь скажите, билет из автомата вы получили? Надо думать, он полагал, что мы приехали вернуть ему двадцать марок. Но старушка подтвердила, что билета мы не получали. После чего он кивнул головой и отдал шесть марок. На этом инциндент был исчерпан, старушка быстро убежала от наших благодарностей, потому что потеряла минут сорок, а мы, восхищенные порядками DB, отправились в Бонн.

Бремен

В Германии очень развиты железные дороги, в сущности, вся страна ими плотно пересечена, а в промежутках пасутся коровы. Схема немецкого города: Главный Вокзал, из него надо выходить в сторону 1-ого пути, по дороге обязательно попадется Rieseburo, в котором можно взять какой-нибудь рекламный проспектик с картой города. Выход из вокзала всегда к AltStadt (старый город) или AltMarkt (старый рынок). Как правило, от вокзала к городу ведет одна или несколько магазинных улиц.

Эти улицы - удивительное достижение немцев, они похожи друг на друга больше, чем один МакДональдс на другой. Практически отсутствуют какие-либо мелкие магазинчики. Везде крупные универмаги: Карштадт, Кауфхов, Кауфхалле и т.д. Из сувениров - открытки, золингеновские ножи и, собственно, все. По возможности быстро проскочив эту серую потребительскую радость, попадаешь наконец в старый город, который в среднем не радует разнообразием - ратуша, собор, кафе. И очень мало индивидуальности. Но зато о каждом таком случае стоит говорить особо.

Вот, например, были мы в Бремене у занкомых. Там довольно большой центр (без магазинной улицы). Бремен относится к тем городам Западной Германии, которые были не очень разрушены во время войны, так что их не отстраивали заново, а восстанавливали. А восстанавливали немцы великолепно - с возможно полным соответствием оригиналу. Есть там дом, в котором жил отец Робинзона Крузо. Есть симпатичный фонтан семи лентяев. И, естественно, есть бременские музыканты. Сам памятник довольно невелик и изображает из себя пирамиду - "пес вскочил на осла, кот на пса..." и далее по тексту. Поскольку эта достопримечательность резко выделяет Бремен (который, кстати, сам по себе является землей, то есть почти "вольным городом"), то сия композиция воплощена во всех имеющихся материалах всех размеров и продается во всех магазинах. А покровитель Бремена почему-то святой Роланд. Есть в городе старинные двухуровневые фонтанчики. Как нам объяснили, нижний уровень - для собак, верхний - для лошадей.

Еще есть в Бремене квартал "Шнурок" - в честь центральной длинной и кривой улицы. Это - богемно-туристическое место. Маленькие дворики, лавочки, финтифлюшки, кафешки. Очень приятно. К сожалению, финтифлюшки не колоритные, а международные - камни, африканское серебряное барахло, индийские палочки и т.д. Но в других местах и этого нет!

Мы спросили у наших хозяев (он - филолог, она - искусствовед, приехали в Германию лет 6 назад), существует ли в природе какое-нибудь немецкое искусство, кроме Кранахов раньше и Климта недавно. Они в один голос сказали, что есть замечательный немецкий экспрессионизм. Когда же мы осторожно заметили, что, видимо, еще не доросли до восприятия его красот, искусствовед снисходительно сказала, что в России художественное воспитание франко-центристское, поэтому мы знаем и любим импрессионистов, а вот немцы... и начала называть фамилии, часть которых нам была вовсе незнакома. Засим мы остались при своих французских взглядах. Давно не имела дела с абсолютно чистыми гуманитариями. Это, видимо, тот слой, который у нас еще не сформировался, а на Западе называется "высоколобые". Эти гуманитарии умеют водить машину и работать на компьюторе. Но речь у них плавная и закругленная, а мысли возвышенные. Приходится немножко менять свой разговорный стиль. Но что удивительно - это то, что они за это получают деньги и нормально к этому относятся.

Опять DB

В ту неделю, что мы занимались КВН'ом в Кельне, как раз случилась всегерманская железнодорожная трагедия - сошел с рельс скоростной поезд, было много жертв. Вокруг катастрофы сразу же возник скандал - дело в том, что этими поездами Германия конкурировала с Францией и Японией, так что рассматривались все версии, вплоть до саботажа. В качестве срочных мер безопасности все аналогичные поезда (60 штук) были сняты с маршрутов и поставлены на техосмотр. А поезда предыдущей серии (еще столько же) замедлены в два раза.

Это собственно преамбула. В выходные мы отправились в Бремен, используя очень дешевый билет. Эта халява называется Shones Wochenende Ticket, то есть "прекрасный билет выходного дня", стоит 35 марок, и с ним группа из пяти человек плюс собака может в течение субботы и воскресенья ездить по всей Германии (только не на скорых поездах). Идея билета - чтобы дети и внуки могли ездить в гости к родителям и бабушкам-дедушкам. Кстати, сейчас эта халява немножко ограничена - в группе может быть не более двух человек старше 17 лет. Но все равно очень дешево. Так вот, взяли мы этот билет, получили в Reiseburo подробную распечатку наших четырех пересадок и отправились.

Первый поезд просто не пришел. Железнодорожники, с черными креповыми повязками на рукавах, очень вежливо сообщили, что он задерживается неизвестно насколько. Нам посоветовали сесть в другой. И тут началось. Все приходило не вовремя. То есть мы не вписывались в следующую пересадку. Вся невписавшаяся толпа устремлялась в Reiseburo, чтобы получить следующий вариант расписания. В результате вместо пяти часов мы ехали больше восьми. Знакомый должен был нас встречать в Бремене, так что с каждой пересадки мы звонили ему и сообщали: "На час позже... еще на полчаса... еще на час". Утешало нас только то, что плохое знание немецкого не усугубляло нашего положения - немцы были в тех же условиях.

Когда мы выясняли, как уезжать из Бремена, мы спросили на вокзале, наладилось ли расписание. Нам сказали, что все в порядке. Весь день лил дождь, но мы упорно гуляли по Бремену. Развлечение началось, когда сели в машину ехать на вокзал. Машина не завелась. Мы вызвали такси и чудом успели. Первые два поезда шли нормально, и мы даже слегка расслабились, но тут началось - 2 минуты, 10 минут - не вписались. Дождались следующего. Не доезжая Главного вокзала Дюссельдорфа, поезд остановился. Что-то глухо объявили по-немецки. Народ стал выходить из вагонов. Оказалось, что перегон ремонтируется, поэтому всех пересадили в автобус, провезли до следующей станции, а там пришлось еще двадцать минут ждать поезда. Мы уже смеялись. И рассуждали, что же останется от Германии, если убрать еще и порядок? Кажется, ничего. В общем, на вокзал Дюссельдорфа мы попали около часу ночи и выяснили, что до пяти утра к нам поездов не будет. Тут я сказала, что иду ругаться с DB по-английски. Когда мы подошли к информационному бюро, там было много таких, как мы. При появлении каждой новой группы дежурный говорил свое немецкое "блин", после чего... вызывал такси и отправлял всех домой за счет немецкой железной дороги. Так нас довезли до дому, что несколько примирило меня со всем этим бардаком.

Менхен-Гладбах

Еще неделю были мы в Менхен-Гладбах. Если точнее - в городке Райт, который недавно слился с Менхеном. Так что мы жили на окраине Менхен-Гладбаха, но в самом центре Райта. Из окна были видны часы на ратуше. И, к сожалению, не только видны. Эти часы били не только каждый час, но и каждую четверть. А уж час они отбивали минут десять и от души. Правда, ночью они не били, а ночь у немцев - с 10 вечера до 6 утра. Вообще немецкая жизнь устроена интересно. Они очень рано встают, кончают работать в 4-5, магазины открываются в 8-9 и закрываются в 6-7. В воскресенье не работают. Кроме пятницы и субботы кафе закрываются часов в 9. В тот день, когда мы собрались погулять по Менхен-Гладбаху, случился католический праздник. В 12 часов дня город выглядел как после падения нейтронной бомбы - ни одного человека на улицах, все закрыто, даже церкви. К трем часам начали открываться кафе на центральной площади, и далеко не все.

Менхен-Гладбах вполне симпатичный городок. Вообще симпатичность определяется наличием большой сохранившейся старой части, которая в свою очередь определяется симпатичными домиками и кривенькими мощенными улочками. Я утверждаю, что извилистая улочка в тысячу раз приятней и интересней для взгляда, чем широкий проспект. Украшает также старый город возвышенность. Я имела в виду прямой смысл, но и переносный не помешает.

Менхен-Гладбах находится в получасе езды от западной немецкой границы. Так что мы съездили на один день в Брюссель и на один - в Амстердам.

Брюссель

Ехали мы туда втроем, точнее, вчетвером, считая нашего гида-шофера. Всю дорогу соблюдали конспирацию, потому что выяснили, что гид связан с командой КВН другого города. Дорога хорошая, для пассажиров уж точно не утомительная. Граница между Германией и Бельгией заметна по следующим признакам. Во-первых, есть указатель на таможню. Во-вторых, все дороги в Бельгии имеют электрическое освещение (в отличие от Германии). И, в третьих, сильно меняется вид деревенских церквей. Если в Германии это обычно тяжелые краснокирпичные здания, впереди правильно-геометрическая башня, то в Бельгии это более изящные белые здания с симпатичной башенкой посередине.

Как правильно заметил мой приятель, мы первый раз в жизни оказались в королевстве. По дороге гид рассказывал исторические подробности, которые вызвали у меня желание тут же перечитать "Уленшпигеля", что я и сделала по возвращении. Кстати выяснили, что Брюссель находится в провинции Брабант, то есть Гумилевское "кружево золоченных брабантских манжет" и есть брюссельское кружево. И наконец мы в Брюсселе. Подъехали со стороны Триумфальной Арки. Сходили в музей, который гид понаслышке (поскольку там никогда не был) назвал музеем истории искусств. На самом деле это был скорее музей декоративно-прикладного искусства. То есть опять же кружева, резьба по дереву и по камню, золотые украшения и т.д. Красиво. Еще видели выставку "Заходите, представление начинается", посвященную бельгийскому цирку. Отклонили настойчивые предложения гида сфотографироваться (по счастью, мы не взяли с собой фотоаппарата) и поехали дальше.

Основных языков в Бельгии два - голландский и французский. Причем французский старый (валлонский)- то есть медленный и певучий, не парижская скороговорка. После немецкого я себя почувствовала как дома - могла все сказать и все понять. Гид очень обрадовался и попросил меня получить ряд сведений. Так что я внесла вклад в его будущие экскурсии. В частности, выяснила, что 15 августа - праздник цветов и Королевская площадь покрывается на три дня ковром из живых цветов. В Бельгии родился Ван-Дамм. А Ватерлоо совсем недалеко от Брюсселя, поэтому анонс "Выступление группы из Ватерлоо" смотрится естественно.

Так вот, были мы в главной картинной галерее - замечательные Брейгели, Рембрандт. Памятник казненному графу Эдмонду - да здравствуют гезы! Королевский дворец. Флаг поднят, значит, король не на каникулах и войти во дворец нельзя. На Королевской площади белая ажурная ратуша и великолепные Дома гильдий, они имеют названия: Лебедь, Рыцарь. Видели довольно противного manneken-piss, писающего мальчика, красу и гордость города. Пухлый голый младенец в натуральный размер, писающий и помогающий себе рукой. Ничего интересного. Как выяснилось, большая честь - подарить этому мальчику костюм. У него их несколько сотен, созданных лучшими модельерами. Учитывая конфигурацию статуи, модельерам приходится решать нестандартную задачу. Бельгийский Нотр-Дам, парк Мини-Европа, посещения которого мы счастливо избежали, Атомиум - к моему удивлению оказалось, что это не памятник, а выставочный павильон. Китайский и японский павильоны, которые король Бельгии купил на Всемирной выставке в Париже. Дворец правосудия, где два года назад судили известного европейского насильника и где до сих пор горят свечи и лежат цветы перед фотографиями погибших детей. Большая новая часть, где находятся штаб-квартиры всяческих американских и европейских организаций.

И - собственно город. Узкие улочки, кафе, много народу. Говорят, что крытое торговое помещение - пассаж - был впервые построен в Брюсселе. Мы ели кролика по-фламандски (в коньячном соусе). Лавки шоколадные и кружевные, просто сувениры. Пониимают на всех языках и, что удивительно, можно платить в любой валюте. Часто в меню прямо указаны цены в бельгийских и французских франках, в марках, в гульденах. Самая "неродная" валюта - доллар. Но тоже берут. Мы узнали, что поздно вечером на Королевской площади будет световое шоу и бродили в ожидании его. Вдруг раздались крики, загудели автомобили - и все стихло. Через некоторое время - опять. На третий раз мы догадались, что начался футбол. И правда, внутри любого ресторанчика висел телевизор и люди болели. Последний кофе мы пили на площади напротив ратуши, в ожидании представления. Рядом с нами сидела компания, кажется, голландцев. Они пили пиво, горланили песни и там прыгали на стульях, что те ломались. Полил дождь, над столиками поставили зонтики. Их зонтик сломался, они накрылись им и переждали дождь. Потом они вышли из кафе, остановились рядом и пропели еще пару песен. Один из этих здоровых мужиков подошел ко мне и спросил по-английски, знаю ли я, кто такой.. дальше последовала какая-то фамилия. Я честно призналась, что не знаю. Он, коверкая слова, сообщил мне: "Это игрок нашей сборной. Его номер - четвертый" и ушел, покачиваясь. Но вот, наконец, дождь кончился и световое шоу началось. Выглядело это примерно так. В течении пятнадцати минут играла классическая музыка и в такт ей белая ратуша подсвечивалась разными цветами. Довольно симпатично. На этом наш осмотр Брюсселя закончился. По дороге назад читали стихи и стимулировали гида читать свои - чтобы не заснул за рулем.

Амстердам

С Амстердамом нам повезло несколько меньше, потому что мы туда приехали поздно. Гид тот же, и мы с папой вдвоем. В результате не успели попасть в главный музей, а также на фабрику алмазов, и удовольствовались небольшим музеем современного искусства. Здесь тоже берут разнообразную валюту, причем в музее нас честно предупредили, что долларами платить невыгодно, потому что курс плохой. Амстердам - город, удивительный своей монолитностью и непомпезностью. Под монолитностью я имею в виду единообразность зданий. То есть, конечно, есть дома и десятого и пятндцатого веков, но на мой взгляд они не так уж сильно различаются. Город состоит из каналов и велосипедов. Велосипеды старые, битые - говорят, что новые не покупают, потому что воровство велосипедов - национальный вид спорта. Как по Амстердаму едут машины, я просто не представляю. Узкие улицы, трамваи, пешеходы и велосипедисты, которые считают себя то машиной, то пешеходом - как удобнее.

Как положено туристам, мы поплавали на кораблике. К плаванию прилагается гид и экскурсия, которая велась сразу на трех языках - голландском, немецком и английском. Естественно, основная ее часть попадала на голландский. Иногда капитан отрывался от штурвала и рассказывал истории из жизни. Например, как Майклу Джексону понравился Амстердам, а особенно - мальчики. Мы видели улицу танцующих (или пьяных) домов - все дома стоят на сваях, которые от времени проседают. Особенно приятно плыть мимо барж и катеров, на которых живут люди - на окнах занавесочки, цветы, часто на палубе кресло, как на веранде. Иногда попадаются плавучие гнезда, основа которых - как правило, шина, а собственно гнездо свито из всякого мусора. Вода в каналах гораздо чище, чем в питерских. Выплывали в залив, видели новый музей науки и техники. Тот же архитектор, который построил центр Помпиду в Париже, спроектировал этот музей как корабль. Чтобы попасть на него, надо пройти по железному мостику. С другой стороны залива стоит корабль, на котором в пятнадцатом веке купцы плавали по Северному морю. Мы рассматривали его с воды, а днем можно обойти его изнутри.

Видели еврейский квартал и на краю его - дом Рембрандта. Гид показал нам церковь Моисея и Аарона и совсем было собрался объяснить, кто такой Моисей. Мы его вежливо прервали и пошутили на тему "братской" церкви. Гид поинтересовался, почему она братская. Мы заметили, что Моисей и Аарон были братья. Он задумался, а потом с уважением спросил нас: "Вы, наверное, весь Ветхий Завет прочли?" Видели монастырь бегинок и потайную католическую церковь. Потолкались в толпе, выпили кофе, зашли в сувенирные лавки. Голландия - страна сабо. Керамические, деревянные, стеклянные, всех цветов и размеров. И голландский синий с белым фарфор. Немножко грубовато, но для пивных кружек - в самый раз.

Завершили мы прогулку в квартале красных фонарей. В отличие от Гамбурга, где в этот квартал девиц не пускают, здесь - полная демократия. Пары прогуливаются и смотрят на витрины, где демонстрируется товар. К моему разочарованию, девушки довольно-таки одеты. Они сидят или стоят в узких комнатах. Окно - оно же дверь, через которую можно впустить клиента. В глубине орудие труда - кровать. Если клиент вошел, окно закрывается плотным занавесом. Стены отчасти кафельные, поэтому все в целом производит впечатление ванной или больницы. Но я не мужчина!

Потом немного прокатились по ночному Амстердаму - посмотрели, как красиво подсвеченные дома отражаются в каналах - и отправились nach Osten, в Германию. По дороге гид рассказал нам, что голландской королеве около восьмидесяти лет. А ее старший сын работает в авиакомпании КЛМ вторым пилотом. И каждый раз, когда его рейс, в самолете объявляют, что на борту находится его высочество принц.

Се ля ви

Мой родственник, живущий в Германии, много общающийся с новоприбывшими (помогает им и, видимо, заодно склоняет к своей вере - "Евреи за Христа"), рассказывал такую историю. В Германии неработающим дают социальную помощь - социал. Плюс к этому - бесплатная медицина и квартира. То есть больше, чем в Америке. Кроме этого, дважды в год выдают деньги на летнюю и зимнюю одежду. Количество этих денег зависит от того, как соответствующий чиновник оценил потребность в одежде. И вот приехала семья из Украины. Дама пришла получать деньги. Ее спрашивают: "У вас что, совсем ничего нет?" Она отвечает: "Та що вы, мы ж с Украины бежали, ну прямо як от немцив!" Ничего, деньги дали.

Вообще к социалу в Германии эмигранты относятся как и в других странах - стараются найти работу "по-черному", покупают машину на имя работающего родственника и т.д. С социала, естественно, "сходить" никто не хочет. С другой стороны, в Германии уровень безработицы превысил послевоенный. И еще ожидается, что в связи с объединением Европы положение ухудшится - по уровню жизни Германия все еще стоит высоко, так что сюда двинутся соседи. Не знаю, насколько эта угроза реальна - все-таки европейцы, в отличие от американцев, не очень склонны покидать насиженные места. Например, немецким врачам предлагают работу в Голландии, но никто не рвется.

Еще одну хорошую практическую историю нам рассказали в Бохуме. Человек хотел запарковаться, но не мог найти места, наконец увидел, но оказалось, что стоянка запрещена. И действительно, на машинах, стоящих рядом, видны были полицейские штрафы. И тут его более опытный приятель сказал: "Паркуйся, не обращай внимания". Человек запарковался с некоторыми сомнениями в душе. Приятель вытащил штраф из-за дворника ближайшей машины, заткнул его за свой дворник и сказал: "Видишь, ты уже оштрафован".

Ахен

Спасибо нашим друзьям, они надоумили нас поехать в Ахен (по-немецки пишется с двумя"а", так что я раньше думала, что произносится "Аахен"). Там была столица империи Карла Великого в 8-9 веках. И оказалось, что от нас это близко - 40 минут поездом. Город Ахен стоит почти на границе с Голландией. Он был известен советским людям, которые ездили в Париж поездом - был такой вариант с пересадкой в Ахене. Кстати, чтобы на этот вариант решиться, требовалось некоторое мужество - пересадка, в чужой капиталистической стране, несколько часов на вокзале!

Так вот, вообще по мере движения к западным границам Германия становится приятнее. Ахен - единственный город, где нам к кофе эспрессо дали кусковой сахар, а не песок. А стулья в кафе плетенные, как во Франции, а не пластмассовые.

В центре города потрясающий собор. Он старше Нотр-Дама, не такой архитектурно-выверенный, поэтому при всей готичности производит немного первобытное впечатление. У него одна башня, а за ней еще восьмигранный зал, увенчанный круглым куполом. Я подобной конструкции никогда не видела. А напротив стоит ратуша, несколько помельче, но в целом достойная этого собора. В городе хранятся всяческие реликвии Карла Великого: меч, рака и т.д. Первые полдня мы не могли попасть в собор - там была свадьба.

На улочках стоят маленькие фонтанчики, все разные. Такое впечатление, что каким-то молодым художникам дали возможность себя проявить. Фонтанчики скромные, занимают мало места, например, каменные шары лежат на брусчатке, через дырочку на верху каждого с небольшим напором выплескивается вода, которая стекает по шару и уходит в брусчатку. Но мне больше понравился медный фонтанчик с масками, которые можно поворачивать.

Домой

Домой вообще неплохо возвращаться, а на этот раз было просто невыразимо приятно. Я соскучилась по книжкам - также, как и в Америке, даже эмигранты книг дома не держат. Я устала от немецкого режима: 6 утра - 9 вечера, мне надоело стоять на красных светофорах. В общем, я думаю, что в Германии хорошо жить немцам (может быть) и что это - последняя страна, в которую я когда-либо эмигрирую. В самолете обратно с нами летел Лион Измайлов и толпа какой-то молодежи, преимущественно девушек. Папа и Лион поздоровались. В результате девушки, благоговейно на Измайлова смотрящие, подошли брать у него автограф, а также у папы. Но самое смешное было, когда самолет сел и объявили: "Температура воздуха в аэропорту Шереметьево (люфт) 33 градуса". Самолет издал дружное "Ох". А мне показалось, что я из Москвы (в Германии было 15-17 градусов и дождь) прилетела в Баку.